Немного истории
Дизель-генератор в том виде, в каком мы его знаем сегодня, обязан своим существованием многим людям, однако изобретение дизельного генератора – это совместная работе двух людей: физика Майкла Фарадея (британец) и инженера Рудольфа Кристиана Карла Дизеля (немец).
Еще в середине XVIII века Майкл Фарадей представил прототип электрического генератора. Рудольф же разработал метод и конструкцию двигателя, в котором сгорание происходит в цилиндре. Многолетние исследования немецкого инженера происходили под спонсорской поддержкой Фридриха Круппа и братьев Зульцер (с 1893 года). Рудольф соединил свой двигатель с генератором – это и стало созданием дизельного генератора, который мы сегодня повсеместно видим. Конечно, конструкция Рудольфа была довольно большой, тяжелой и громоздкой и нашла широкое применение в промышленных сферах. Самым распространенным типом топлива в то время была пыль каменного угля, своими же характеристиками она не подходила для такого двигателя, а вот топливо, изготовленное на основе нефтепродуктов, было оптимальным вариантом. Пришлось Рудольфу еще изобрести и топливо, которое мы часто слышим не под именем изобретателя: «Дизель», а «Солярка». Название «солярка» происходит из нем. Solaröl — «солнечное масло»: так ещё в 1857 году называли более тяжёлую фракцию, образующуюся при перегонке нефти. Фракция была желтоватого цвета. Впрочем, так называть дизельное топливо не совсем верно, дело в том, что оно содержит не только соляровые фракции — еще есть газойлевые и керосиновые. (Советская нефтеперерабатывающая промышленность выпускала продукт «Соляровое масло ГОСТ 1666-42 и ГОСТ 1666-51». Оно было предназначено для применения в качестве дизельного топлива среднеоборотных (со скоростью вращения коленчатого вала не выше 1000 об/мин) дизельных двигателей. Военное-послевоенное время, не до немецких имен) Дизельные двигатели были названы в честь своего создателя, и уже больше века находят широкое применение в самых различных сферах жизни человека. Рудольф упорно продолжал свои инновационные усилия и добился успеха в создании дизельного двигателя с КПД 75% за всю свою жизнь.
Очень сильно преобразился дизельгенератор во времена Первой Мировой войны. Это объяснялось тем, что во время военных действий необходимо было постоянное обеспечение как производств, так и воинских частей электроэнергией. Именно в этот период создавались Дизельные генераторы больших мощностей. Такими генераторами оснащались корабли и стационарные производства. Создание дизельной электростанции небольших размеров позволило автоматизировать производство электрической энергии в различных полевых условиях.
Массовым выпуском дизельных генераторов занялись две компании: Caterpillar (Америка) и Perkins. Эти компании и сегодня остаются признанными во всем мире лидерами в области производства дизельных электростанций. Также сегодня на рынке дизельных генераторов стоит обратить внимание на производителей: SDMO, FG Wilson, Lister Petter, HUTER, Gesan.
В 20-х годах прошлого столетия дизельные установки появились на крупных фермах Америки и Европы, затем на них обратили внимание и небольшие фабрики, которые в электричестве нуждались нерегулярно.
Не смотря на то, что история дизельного генератора берет свое начало еще в XIX веке, однако по сей день данные устройства остаются популярными и востребованными источниками энергии. Дизельгенераторы отличаются долговечностью (под крышей 2х этажного (такого он размера) кирпичного здания в Будапеште (Венгрия) скрывается огромный дизельный двигатель Sulzer, соединённый с электрическим генератором Ganz. Ему уже 110 лет! Построен и собран он был когда-то для газового завода Обуды (самый старый район Будапешта) и экономичностью, простотой в применении, кроме того, они способны существенно снизить нагрузку на электросети городов. Это идеальный источник резервного питания, который может оказаться полезным и в загородных коттеджах, и на промышленных, производственных предприятиях. Если речь идет о регионах, в которых нет централизованного энергоснабжения, то без дизельной электростанции обойтись и вовсе не удастся.